NFT: обзор маркетплейсов

NFT:  обзор маркетплейсовNft-маркетплейс– это платформы или, проще говоря, «торговые центры NFT», где их можно продать, купить или обменять. Они созданы специально для невзаимозаменяемых токенов и все виды цифровых работ хранятся, отображаются, продаются и в некоторых случаях даже создаются здесь.

Торговые площадки NFT можно классифицировать по двум критериям: комплексные (общего назначения) и специализированные.

Комплексные маркетплейсы 

Комплексные маркетплейсы предоставляют возможность торговать любыми NFT. На такой площадке можно создавать свои NFT и выставлять их на продажу независимо от того, какие объекты токенизируются: цифровое искусство, игровые объекты и персонажи, спортивные карточки, виртуальные земли, доменные имена или благотворительные NFT. Пример комплексного маркетплейса – OpenSea.

Специализированные маркетплейсы 

Специализированные маркетплейсы фокусируются на торговле определенными типами NFT, такими как цифровое искусство или внутриигровые NFT конкретного проекта. Например, торговая площадка Valuables NFT позволяет пользователям покупать и продавать твиты.

Специализированная площадка для предметов гейминга Axie Infinity — это онлайн-игра на основе NFT, разработанная вьетнамской студией Sky Mavis.

Также NFT-маркетплейсы можно разделить на открытые (open), «курируемые» (curated) и «закрытые» или частные (proprietary).

Открытые маркетплейсы

Открытые маркетплейсы похожи на Etsy или eBay. Они не ограничивают пользователей в возможности создавать NFT и выставлять их на продажу. Подавать заявку и проходить процесс верификации также не требуется. Пользователь может просто подключить кошелек и начать выпуск собственных NFT. Владельцы уже существующих NFT могут включать свои токены в листинг для вторичной продажи.

Один из самых популярных и открытых маркетплейсов — OpenSea. Это старейший и крупнейший по объему торгов рынок NFT, он поддерживает торговлю токенами ERC-721 и ERC-1155, которые использовались для создания более 4 млн уникальных цифровых предметов.

На платформе продаются различные игровые персонажи, цифровое искусство, коллекционные карты, лотерейные билеты Aavegotchi, марки от почты Австрии и даже открытки от биржи Binance.

OpenSea позволяет пользователям выставлять на продажу NFT, которые не были созданы на самой платформе. Также доступна опция автоматического листинга NFT,  выпущенных на платформах, интегрированных с OpenSea.

Другой популярный открытый децентрализованный маркетплейс — Rarible. Разработчиками и владельцами платформы являются держатели RARI — управляющего токена Rarible DAO. На Rarible продаются преимущественно предметы цифрового искусства, а также музыка, видео, мемы и даже порнографический контент. Как и ряд других платформ, Rarible интегрирована с OpenSea, однако, в отличие от старейшего маркетплейса, позволяет выставлять на продажу только NFT, выпущенные на самой платформе.

«Курируемые» маркетплейсы 

«Курируемые» платформы решают, какие NFT можно выпускать, выставлять и продавать и имеют более эксклюзивный характер. Необходимость подавать заявку на платформе является способом противодействовать мошенничеству и сохранять высокое качество работ. В число самых популярных «курируемых» маркетплейсов входят SuperRare, Foundation, KnownOrigin, Nifty Gateway и MakersPlace.

SuperRare сам приглашает на платформу творцов с высокой репутацией. Малоизвестный автор может подать заявку, но входной барьер очень высок. Выпуск и листинг  NFT требует предварительного одобрения со стороны маркетплейса.

Маркетплейсом Foundation управляют пользователи, которые приглашают на платформу других создателей NFT. Также можно вступить в официальную группу маркетплейса в Discord и делиться работами там. Опция приглашения становится доступна пользователю после первой продажи его NFT. Как и SuperRare, Foundation  интегрирован с OpenSea.

Торговая платформа KnownOrigin, запущенная в феврале 2018 года, фокусируется на цифровых арт-объектах и может быть интересна дизайнерам и художникам. С помощью внутреннего токена KnownOriginDigitalAsset (KODA) стандарта ERC-721 пользователи могут приобретать арт-объекты, а также подтверждать подлинность и авторство своего творения. Создатели произведений искусства размещают их в галерее KnownOrigin в формате .jpeg или .gif.

Маркетплейс Nifty Gateway сотрудничает только с элитными художниками, брендами, спортсменами и артистами и сам приглашает создателей к сотрудничеству. На этом маркетплейсе можно найти NFT от Grimes, актера Джастина Ройланда и других известных личностей. По такой же схеме работает и MakersPlace.

Частные маркетплейсы

Частные маркетплейсы предлагают только NFT, созданные их операторами, и не позволяют продажу или демонстрацию других невзаимозаменяемых токенов. NFT на таких платформах эксклюзивные, дефицитные, дорогие и пользуются повышенным спросом.

Некоторые частные маркетплейсы включают «витрины» — площадки, на которых пользователи могут демонстрировать свои коллекции NFT онлайн. Хотя  OpenSea  тоже позволяет пользователям демонстрировать их коллекционные предметы, они не являются собственностью платформы и содержат токены третьих сторон.

Самые известные частные маркетплейсы — Top Shot, Vee Friends и Bored Ape Yacht Club.

На платформе NBA Top Shot пользователи коллекционируют NBA Moments — ролики NBA в виде NFT, которые лицензированы NBA и выпускаются на блокчейне Flow. Его разработал проект Dapper Labs, стоящий за игрой CryptoKitties.

Vee Friends — это NFT-проект предпринимателя и писателя Гари Вайнерчука. Всего доступно более 10 200 NFT от VeeFriends. Самый дорогой токен Alert Ape (Тревожная Обезьяна) был продан за 105 ETH.  Владельцы NFT от VeeFriend получают эксклюзивное право участия в многодневной акции VeeCon.

Каждый NFT на платформе имеет несколько уровней доступа и сопутствующих возможностей использования. Первичные продажи Vee Friends NFT происходят на самой платформе, а перепродажа осуществляется на вторичном рынке на платформах OpenSea, Rarible  и других. Невзаимозаменяемые токены Vee  Friends выпускаются на блокчейне Ethereum.

В середине сентября 2021 года платформа Vee Friends привлекла к себе внимание СМИ и общественности тем, что известный YouTube-блогер Дэн Маркхэм обменял свой электромобиль Tesla Roadster на ее цифровой коллекционный предмет Positive Porcupine (Позитивный Дикобраз). По оценке ютубера, цена на электромобиль ограниченной серии (около 2450 машин) вскоре может достигнуть $250 000.

Bored Ape Yacht Club — еще один популярный частный NFT-маркетплейс. Он относится к категории NFT/PFP. PFP (Picture for Proof, буквально «Изображение для подтверждения») — это разновидность NFT, используемых в качестве профильных изображений или «аватарок».

Bored Apes Yacht Club (BAYC) был одним из первых проектов такого рода. Компания Yuga Labs запустила серию NFT Bored Ape Yacht Club в апреле 2021 года. Это коллекция из 10 000 высококачественных  изображений «скучающих обезьян» с произвольным сочетанием аксессуаров — курительных трубок, ожерелий, очков, головных уборов. Среди персонажей есть как обычные, так и экзотические — с золотой кожей, в коронах и т. д.

«Яхт-клуб» в названии коллекции подразумевает, что каждый NFT является клубной картой, дающей его члену привилегии: доступ к эксклюзивным товарам и онлайн-доске для граффити, а также бонусы  от создателя серии Yuga Labs в виде NFT-собак.

Первичные продажи на платформе завершены, но объемы вторичных продаж Bored Apes на OpenSea в сентябре 2021 года составили  приблизительно $531 млн.

Интерфейс NFT-маркетплейса

Большинство платформ NFT предлагают сходный интерфейс. Во-первых, пользователь должен зарегистрироваться на платформе и установить цифровой кошелек для хранения NFT. Затем он  может создавать собственные активы, размещать их для продажи, и приобретать чужие. Также пользователь может выбрать, какие платежные токены он хотел бы получать за продажу своих арт-объектов, и установить размер комиссии, если платформа предлагает такую опцию. Составляя список NFT для продажи, пользователь может выбрать ставку по фиксированной цене или аукцион. При выставлении объекта на продажу создается транзакция для запуска личного торгового смарт-контракта для кошелька пользователя.

Платформа может провести  модерацию коллекции, и после утверждения  NFT появятся в списке.

Базовый функционал NFT-маркетплейса

Витрина

NFT-маркетплейс должна иметь витрину, которая демонстрирует пользователям всю информацию о товаре: ставки, владельцев, предварительный просмотр, историю цен/бидов и т. д.

Фильтры

Использование фильтров упрощает навигацию по сайту, особенно в случае маркетплейса с большим количеством предметов коллекционирования. При помощи фильтров пользователи могут выбирать товары по способу оплаты, статусу листинга, категории и коллекции.

Поиск предметов

NFT-платформа должна поддерживать тегирование и управление категориями, чтобы пользователи могли искать предметы коллекционирования без лишних потерь времени.

Создание объявления

Пользователь должен иметь возможность создавать и отправлять предметы коллекционирования. Используя эту функцию, пользователь загружает файлы и вводит информацию о токене — имя, теги, описание.

Покупка и ставки

NFT-платформа позволяет покупать и делать ставки на NFT, которые на ней размещены. Функция назначения ставок включает дату истечения срока действия ставки и позволяет просматривать подробную информацию о текущем статусе ставок.

Кошелек

NFT-маркетплейс соединяется с личными кошельками пользователей, чтобы те могли хранить, отправлять и получать невзаимозаменяемые токены. Самый простой способ интегрировать эту функцию — предоставить пользователям возможность подключить популярный кошелек, который они уже используют (например MetaMask).